4 апреля состоялось заседание Совета по вопросам развития Дальнего Востока и Байкальского региона, сообщает пресс-служба СФ.
Заместитель председателя Комитета СФ по обороне и безопасности Баир Жамсуев провел заседание Совета по вопросам развития Дальнего Востока и Байкальского региона, посвященное эффективности создания территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) в ДФО.
На мероприятии были рассмотрены экономические, социальные, правовые и экологические проблемы, связанные с организацией территорий опережающего социально-экономического развития на Дальнем Востоке.
Баир Жамсуев отметил, что обсуждаемая тема — непростая и многоаспектная, поскольку территория опережающего развития (ТОР) это территория с особым правовым режимом ведения предпринимательской деятельности с масштабными налоговыми и административными государственными преференциями.
Сенатор напомнил, что создание и функционирование ТОР регулируется Федеральным законом «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации», а Государственной Думой в первом чтении принят внесенный Правительством РФ проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» и иные законодательные акты Российской Федерации», целью которого является совершенствование условий ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности ТОР.
Баир Жамсуев привел данные Министерства РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики, в соответствии с которыми на территории Дальнего Востока создано восемнадцать ТОР. Кроме этого приняты решения о создании еще двух ТОР «Забайкалье» и «Бурятия» в связи с включением Республики Бурятия и Забайкальского края в состав Дальневосточного федерального округа.
«Несмотря на успешную в целом реализацию проекта регионального развития на Дальнем Востоке, мы можем констатировать наличие нескольких групп проблем, возникших в процессе функционирования ТОРов. Эти проблемы требуют самого серьезного внимания и принятия соответствующих мер», — считает Баир Жамсуев.
«Неосторожные и недостаточно обоснованные сценарии развития ТОР не только не приведут к устойчивому развитию регионов, но и могут подорвать его. Риски государства в таком случае могут стать достаточно и необоснованно высокими», – подчеркнул сенатор.
По его мнению, слабая технико-экономическая проработка проектов ТОСЭР и бизнес-планов конкретных резидентов (так как у заявителей не хватает ресурсов для организации этой работы) может привести к невыполнению контрольных индикаторов эффективности проектов, проблемам с финансовыми институтами и ухудшению имиджа этого инструмента территориального развития (как это случилось с особыми экономическими зонами (ОЭЗ).
«Идеология создания ТОСЭР находится в русле политики невмешательства государства в экономику, при которой задачей государства определено лишь формирование условий для ведения бизнеса. Аналогичные задачи до этого возлагались на особые ОЭЗ и зоны территориального развития (ЗТР), которые, увы, пока не дали результата. Однако стоит подчеркнуть, что сегодня ТОР являются во многом улучшенным вариантом раннее существующих особых экономических зон и других территорий для осуществления предпринимательской деятельности», – сказал Баир Жамсуев.
По его словам, для минимизации рисков от проектов ТОР предлагается формализовать федеральные и региональные задачи, стоящие перед ТОР; проводить более активную отраслевую государственную политику в целях формирования на ТОР не разрозненных производств, а производственных цепочек, интегрирующих резидентов друг с другом и с внешними производствами в России; упорядочить работу с резидентами, включая организацию экспертизы расчетов инвестиций для создания инфраструктуры ТОР и реализации проектов резидентов; одновременно разрабатывать региональные программы развития для интеграции и координации с проектами ТОР для мультипликации государственных инвестиций в последних. «Это потребует дополнительной методической, организационной и нормативно-правовой поддержки регионов, инициирующих проекты ТОР, со стороны федерального центра».
«ТОР должны быть в первую очередь ориентированы на инвесторов, обеспечивать международные конкурентоспособные условия для ведения бизнеса, так как по направлению развития ТОР Дальний Восток в течение ближайших десяти лет по мнению профильного Министерства, может получить 600 миллиардов рублей инвестиций и более 35 тысяч новых рабочих мест. Таким образом, появление механизма ТОР является, положительным и весьма нестандартным методом для развития Дальнего Востока. Он может выступить реальным драйвером для решения экономических, социальных и других проблем», — заключил Баир Жамсуев.